Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Порядок и сроки подачи жалобы, требования к форме и составлению жалобы.

Налогоплательщик вправе до написания письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган обратиться в инспекцию для оперативного решения спорной ситуации:

— на «Телефон горячей линии» 8 (34782) 5-91-86;

— записаться на личный прием в инспекции;

— на интернет-сервис «Обратиться в ФНС», на официальном сайте ФНС России.

Куда подается жалоба. Все жалобы (включая апелляционные) должны подаваться в налоговый орган, который вынес оспариваемый акт или на действия должностных лиц которого жалуется налогоплательщик. В течение трех дней со дня поступления жалобы инспекция обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Начиная со 2 июня 2016 г. налогоплательщик имеет право подать жалобу (апелляционную жалобу) не только на бумажном носителе, но и в электронной форме — через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кроме того, разрешается выбрать, каким способом должно быть отправлено решение по жалобе (пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ). Такие изменения внесены Законом N 130-ФЗ от 01.05.2016 в положения ст. 139.2 НК РФ.

Сроки для обжалования
. В силу п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба на решение, вынесенное территориальным налоговым органом, может быть подана в региональное управление в течение одного года:

— со дня вынесения вступившего в силу решения по выездной или камеральной проверке , которое не было оспорено в апелляционном порядке;

— со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, — в отношении иных ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 139.1 НК РФ решение по налоговой проверке, не вступившее в законную силу, может быть оспорено в апелляционном порядке в течение месяца со дня вручения этого решения проверяемому лицу (его представителю).

Правила оформления жалобы. В ст. 139.2 НК РФ закреплены требования к форме и содержанию жалобы (в том числе апелляционной). В частности, она должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем или его представителем, полномочия которого должны быть подтверждены надлежащими документами.

В жалобе указываются сведения о заявителе, об инспекции, об оспариваемом акте налогового органа или действиях (бездействии) его должностных лиц, предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и, наконец, его требования.

Помимо названной информации в обращении налогоплательщика могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

К жалобе в соответствии с п. 5 ст. 139.2 НК РФ могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя.

Когда направленная жалоба останется без рассмотрения дополнена следующим пунктом:

— до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ.

По всем возникающим вопросам налогоплательщик может обратиться в правовой отдел Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан: г.Туймазы, ул.М.Джалиля, 13, кабинет № 340, телефоны: 5-91-86.

Межрайонная ИФНС России по РБ в г. Туймазы